Контейнерный импорт сжался из-за слабого потребительского спроса
01.02.2024
Новости отрасли
В январе обычного пика импорта перед китайским новым годом тоже не будет, а восстановления поставок контейнеров можно ждать к весне.
В декабре 2023 года железнодорожный экспорт контейнеров впервые в 2023 году превысил импорт, отмечается в исследовании Центра ценовых индексов (ЦЦИ, отслеживает ставки на предоставление вагонов). Это связано с сокращением контейнерного импорта, в первую очередь в портах Дальнего Востока. В декабре груженый контейнерный экспорт составил 142,5 тыс. TEU, в то время как импорт находился на уровне 134,4 тыс. TEU. Сокращение импорта произошло несмотря на то, что обычно в декабре он растет перед новогодними праздниками. Участники рынка и прежде удивлялись тому, что предновогодний сезон не показывает обычных признаков оживления (см. “Ъ” от 13 и 27 ноября 2023 года).
В ОАО РЖД подвергают сомнению эту статистику. По данным компании, импорт груженых контейнеров по железнодорожной сети в декабре составил 140,3 тыс. TEU и превосходил экспорт (131,7 тыс. TEU). «Среднемесячный объем импортных перевозок груженых контейнеров в 2023 году составил 140,8 тыс. TEU, экспортных — 129,4 тыс. TEU»,— добавляют в ОАО РЖД.
По сравнению с ноябрем, отмечает ЦЦИ, в декабре сильнее всего снизились контейнерные поставки в Россию автомобилей (на 20%, до 29 тыс. TEU), электробытовых приборов (на 12%, до 7,3 тыс. TEU), бумаги и целлюлозы (на 15%, до 3,3 тыс. TEU). Самый заметный рост, на 59%, наблюдался в поставках обуви (4 тыс. TEU).
«К концу 2023 года импортные отправки по железной дороге действительно стали замедляться,— говорит директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков.— Это было связано с сезонным фактором и замедлением объемов поставок автомобилей». При этом экспортные отправки были достаточно стабильны, говорит он. По словам господина Шишкова, по итогам 2023 года импортные отправки превысили экспортные в 1,6 раза. Прежде в России экспортные отправки не превышали по объемам импортные, отмечает он.
Падение объемов импорта в декабре абсолютно нетипично, говорит аналитик ЦЦИ Роман Шагалов, однако в этом году оно связано с общим замедлением потребительской активности из-за высокой ключевой ставки ЦБ, а также сильного ослабления рубля осенью. Из-за этого некоторые импортеры могли отменить или отложить закупку товаров, добавляет он.
Директор по продажам РТСБ-РУС Евгений Барков говорит, что компания фиксирует падение импортных перевозок примерно с середины 2023 года. «Это касается не только железнодорожных контейнерных перевозок, а в целом логистической отрасли,— говорит он.— На это повлияли как геополитические факторы и снижение покупательной способности, так и сложная экономическая ситуация в Китае и слабое субсидирование импортных железнодорожных перевозок». Также, добавляет он, геополитическая напряженность в Красном море негативно отразилась на стоимости и стабильности маршрутов deep sea: «Как результат, в морских перевозках импорт тоже значительно снизился».
В 2020–2023 годах логистические потоки многократно резко менялись, говорят в ГК «Дело», и делать выводы из статистики одного месяца нельзя. «Очевидно, что фактический размер перевозок контейнеров на восток ниже спроса со стороны наших клиентов,— говорят в компании.— Потребность в приросте экспортных контейнерных перевозок на восток мы оцениваем более чем в 10%, не менее 25 пар поездов в сутки, что соответствует планируемому на 2024 год приросту провозной способности ОАО РЖД на восток». Ограничений импорта со стороны инфраструктуры нет, отмечают в ГК «Дело», «организована эффективная технология вывоза из портов».
По оценкам аналитиков, зимой роста импорта не предвидится. «Традиционно высокие объемы контейнерного импорта наблюдаются в январе, так как все грузоотправители стараются успеть до начала китайского нового года,— говорит господин Шагалов.— Но в этом январе сезонного пика ожидать не стоит: потребительская активность низкая, а контейнеры перегружаются значительно дольше из-за погодных условий и задержек при подаче платформ». По его оценкам, восстановление объемов импорта ожидается не раньше весны.
Контейнерный импорт сжался из-за слабого потребительского спроса
Импорт товаров в контейнерах в Россию, который прежде рос быстрыми темпами, начал сокращаться. В декабре вместо традиционного предновогоднего подъема наблюдался спад, который аналитики связывают со снижением ввоза автомобилей, высокой ставкой ЦБ и ослаблением рубля осенью.В январе обычного пика импорта перед китайским новым годом тоже не будет, а восстановления поставок контейнеров можно ждать к весне.
В декабре 2023 года железнодорожный экспорт контейнеров впервые в 2023 году превысил импорт, отмечается в исследовании Центра ценовых индексов (ЦЦИ, отслеживает ставки на предоставление вагонов). Это связано с сокращением контейнерного импорта, в первую очередь в портах Дальнего Востока. В декабре груженый контейнерный экспорт составил 142,5 тыс. TEU, в то время как импорт находился на уровне 134,4 тыс. TEU. Сокращение импорта произошло несмотря на то, что обычно в декабре он растет перед новогодними праздниками. Участники рынка и прежде удивлялись тому, что предновогодний сезон не показывает обычных признаков оживления (см. “Ъ” от 13 и 27 ноября 2023 года).
В ОАО РЖД подвергают сомнению эту статистику. По данным компании, импорт груженых контейнеров по железнодорожной сети в декабре составил 140,3 тыс. TEU и превосходил экспорт (131,7 тыс. TEU). «Среднемесячный объем импортных перевозок груженых контейнеров в 2023 году составил 140,8 тыс. TEU, экспортных — 129,4 тыс. TEU»,— добавляют в ОАО РЖД.
По сравнению с ноябрем, отмечает ЦЦИ, в декабре сильнее всего снизились контейнерные поставки в Россию автомобилей (на 20%, до 29 тыс. TEU), электробытовых приборов (на 12%, до 7,3 тыс. TEU), бумаги и целлюлозы (на 15%, до 3,3 тыс. TEU). Самый заметный рост, на 59%, наблюдался в поставках обуви (4 тыс. TEU).
«К концу 2023 года импортные отправки по железной дороге действительно стали замедляться,— говорит директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков.— Это было связано с сезонным фактором и замедлением объемов поставок автомобилей». При этом экспортные отправки были достаточно стабильны, говорит он. По словам господина Шишкова, по итогам 2023 года импортные отправки превысили экспортные в 1,6 раза. Прежде в России экспортные отправки не превышали по объемам импортные, отмечает он.
Падение объемов импорта в декабре абсолютно нетипично, говорит аналитик ЦЦИ Роман Шагалов, однако в этом году оно связано с общим замедлением потребительской активности из-за высокой ключевой ставки ЦБ, а также сильного ослабления рубля осенью. Из-за этого некоторые импортеры могли отменить или отложить закупку товаров, добавляет он.
Директор по продажам РТСБ-РУС Евгений Барков говорит, что компания фиксирует падение импортных перевозок примерно с середины 2023 года. «Это касается не только железнодорожных контейнерных перевозок, а в целом логистической отрасли,— говорит он.— На это повлияли как геополитические факторы и снижение покупательной способности, так и сложная экономическая ситуация в Китае и слабое субсидирование импортных железнодорожных перевозок». Также, добавляет он, геополитическая напряженность в Красном море негативно отразилась на стоимости и стабильности маршрутов deep sea: «Как результат, в морских перевозках импорт тоже значительно снизился».
В 2020–2023 годах логистические потоки многократно резко менялись, говорят в ГК «Дело», и делать выводы из статистики одного месяца нельзя. «Очевидно, что фактический размер перевозок контейнеров на восток ниже спроса со стороны наших клиентов,— говорят в компании.— Потребность в приросте экспортных контейнерных перевозок на восток мы оцениваем более чем в 10%, не менее 25 пар поездов в сутки, что соответствует планируемому на 2024 год приросту провозной способности ОАО РЖД на восток». Ограничений импорта со стороны инфраструктуры нет, отмечают в ГК «Дело», «организована эффективная технология вывоза из портов».
По оценкам аналитиков, зимой роста импорта не предвидится. «Традиционно высокие объемы контейнерного импорта наблюдаются в январе, так как все грузоотправители стараются успеть до начала китайского нового года,— говорит господин Шагалов.— Но в этом январе сезонного пика ожидать не стоит: потребительская активность низкая, а контейнеры перегружаются значительно дольше из-за погодных условий и задержек при подаче платформ». По его оценкам, восстановление объемов импорта ожидается не раньше весны.
Первоисточник: https://www.kommersant.ru/doc/6480461
АО “Контранс”
143131, Московская область, Рузский район, п.Тучково, ул.Восточная д.1, стр.5
Тел: +7 (495) 609-66-38
E-mail: sales@contrans.info