Главная   >   Пресс-центр   >   Новости

20.06.2018 Новости отрасли

Возврат к списку

Железные дороги поедут по указам

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

“Ъ” ознакомился с новой версией долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД от 15 июня. В монополии пояснили, что документ разработан c учетом замечаний и предложений Экспертного совета при правительстве и Совета потребителей ОАО РЖД и направлен на согласование в ведомства. В основу новой ДПР положены параметры, обозначенные президентом в майских указах: рост к 2024 году пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн и дорог к южным портам — до 131 млн тонн, сокращение срока контейнерного транзита с востока на запад РФ до семи дней и четырехкратный рост его объемов. В ДПР предусмотрено увеличение контейнерного транзита к 2025 году до 1,9 млн TEU, на что в целом потребуется 202 млрд руб. Расширение пропускной способности в восточном и южном направлениях обойдется в 1,1 трлн руб.

Прирост погрузки и грузооборота пересчитан и не зависит теперь, как осенний вариант (см. “Ъ” от 10 октября 2017 года), от сценария развития. Монополия предусматривает увеличение погрузки к 2025 году относительно факта 2017 года на 35% (до 1,7 млрд тонн), грузооборота — на 42% (3,54 трлн тонно-км) и среднегодовой темп в 3,8% и 4,5% соответственно, что существенно больше, чем в осенней версии (2,2–3,3% и 3,1–4,1%).

В ОАО РЖД полагают, что основной рост обеспечит низкодоходный для компании уголь за счет увеличения добычи в Кузбассе и ввода новых месторождений. Прогноз динамики погрузки угля увеличился до 4,3% среднегодовых (500,5 млн тонн в 2025 году), грузооборота — до 5% (1,58 трлн тонно-км), при этом его доля в общем объеме поднимется с 28,4% до 29,3%, а в грузообороте — с 43,1% до 44,8%. В то же время по выгодным для ОАО РЖД нефти и нефтепродуктам компания будет терять с 2021 года по 15 млн тонн грузов в год, однако все равно к 2025 году надеется увеличить объемы нефтегрузов на 8 млн тонн к уровню 2017 года.

С большим оптимизмом теперь железнодорожники смотрят и на пассажирские перевозки, которые должны расти на 3% в год, до 1,4 млрд пассажиров и 155 млрд пассажиро-км в 2025 году (раньше в ОАО РЖД ждали увеличения пассажирооборота на 1,8–2,3%). Прогноз был улучшен с учетом роста в конце 2017 года и начале 2018 года, пояснили в ОАО РЖД. При этом железнодорожники исходят из «сохранения существующей модели рынка», тогда как в целевой модели от Минтранса говорится о либерализации около 10% объема перевозок в дальнем следовании после 2021 года (ОАО РЖД против, см. “Ъ” от 16 марта).

Инвестпрограмма ОАО РЖД до 2025 года должна составить 7,55 трлн руб., с учетом средств сторонних инвесторов — 10,35 трлн руб. К 2025 году компания планирует запустить высокоскоростные магистрали Москва—Казань (заложено 208 млрд руб. на участок Москва—Владимир) и Екатеринбург—Челябинск. Также запланировано строительство моста на Сахалин (540 млрд руб.) и Северного широтного хода (СШХ, 105,8 млрд руб. в инвестпрограмме, 130,4 млрд руб.— средства концессионера).

В итоге выручка ОАО РЖД в 2025 году должна составить 2,93 трлн руб. (рост на 73% к 2017 году), EBITDA — 985,5 млрд руб. (рост почти втрое), чистая прибыль — 282,5 млрд руб. (рост более чем в 16 раз). И если плановый показатель выручки с самой первой версии ДПР (см. “Ъ” от 13 июня 2017 года) меняется не слишком сильно — с 2,53 трлн до 2,93 трлн руб., то прогнозы по EBITDA и чистой прибыли стали в несколько раз выше.

По мнению экспертов, планы ОАО РЖД во многом излишне оптимистичны. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: отмечает, что ключевые инвестпроекты нефтяной отрасли (ВНХК и Амурский ГПЗ) выйдут на проектные мощности не ранее 2025 года, СШХ сформирует дополнительную грузовую базу не ранее 2023 года, а реализация налогового маневра может уже с 2019 года привести к сокращению производства нефтепродуктов на малых НПЗ. В то же время, признает он, план по углю с высокой вероятностью будет реализован, если сохранится хорошая конъюнктура мирового рынка. Однако усиление дисбаланса в структуре грузовой базы ОАО РЖД в сочетании с ростом перевозок в инновационных вагонах, для которых предоставляются скидки, предупреждает он, не позволит монополии обеспечить безубыточность деятельности в горизонте до 2025 года.


Первоисточник: https://www.kommersant.ru/doc/3662606